5 ошибок в воспитании ребёнка: ответ психолога

Все универсальные правила воспитания претерпевают некоторые изменения в ходе их применения. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому родители интуитивно выстраивают с ним линию взаимоотношений. Конечно же, можно и нужно использовать рекомендации психологов и врачей. Однако смотреть, как они встраиваются в Ваше общение с ребёнком, действительно ли на него положительно влияют методы воспитания или, наоборот, малыш становится замкнутым, отстраняется и чувствует опасное вторжение новых реакций и поведения родителей.

Сегодня мы разберём несколько ошибок, которые совершают родители в воспитании детей. Я не буду учить Вас, как общаться или взаимодействовать с ребёнком, потому что Вы и сами можете знать, как надо обращаться со своим дитём. Однако как психолог я могу указать на действия, которые приводят к неприятным последствиям: ребёнок может вырасти слабой, закомплексованной личностью с явными проблемами в индивидуальных границах. Чтобы этого избежать, обратите внимание на все нижеизложенные пункты.

  • Зависимость от настроения

Одна из распространённых и негативно влияющих на ребёнка ошибок во взаимодействии - это смена настроения родителя, которая влияет на его обещания. Сегодня мама добрая и сказала, что обязательно купит новую игрушку, а на следующий день кричит, что их и так много. Более того, часто родители срывают свою злость на ребёнка, если что-то не так идёт на работе или в их личной жизни.

В таком случае, ребёнок начнёт зависеть от маминого настроения, а не от собственных желаний и ценностей. Это чревато тем, что во взрослом возрасте человек будет таким же переменчивым в плане настроения. Также он может попасть в созависимые отношения, где весь мир сосредоточится на партнёре, а его настроение и действия будут обуславливать жизнь Вашего ребёнка.

  • Поощрение деньгами

В различных семьях присутствует правило «Помог родителям - получи деньги». То есть, любая уборка дома или выученные уроки оплачиваются согласно какому-то тарифу. Ребёнок рано или поздно начнёт смекать, что ему легче запросить определённую сумму, а не делать что-то просто потому, что это обычная человеческая обязанность. Например, убирать в своей комнате.

Такие дети вырастают либо в очень хитрых людей, которые посягают на чужие границы, либо сталкиваются с реальным миром, где зачастую не всё можно решить деньгами. Кажется, что такие люди сильны и умны, однако это только лишь иллюзия, навязанная родителями. Кто этот человек без денег и манипуляций? На подобный вопрос им очень сложно ответить.

  • Обещание больше не любить

Если ребёнок делает что-то неправильное с точки зрения родителя, а потом слышит о том, что его не любят и не принимают, то это становится маленькой трагедией для малыша. «Я сдам тебя в детский дом», «С тобой таким никто не будет общаться» или «Мы с папой другого ребёнка заведём, если ты будешь так себя вести, а тебя отдадим какой-нибудь тёте» - такая формулировка больно ранит маленьких мальчиков и девочек, особенно, если за каждый проступок родители грозятся так сделать.

В итоге ребёнок начинает чувствовать страх, что его бросят, что он не нужен. И чтобы не разочаровывать родителей, начинает становится «хорошим мальчиком» или «хорошей девочкой». Такая модель поведения остаётся в подсознании, и уже взрослые люди угождают своим партнёрам, страшатся сказать что-то не то, заявить о своём мнении или желаниях. По сути, становятся удобными и слабохарактерными личностями, потому что страх быть оставленным и нелюбимым сильнее всего остального.

  • Бесконечные сравнения

Какую бы оценку не принёс ребёнок из школы или как бы хорошо не выполнил спортивный элемент на соревнованиях, многие родители всё равно обращают внимание на то, какие другие дети молодцы. А в тех ситуациях, когда ребёнок ведёт себя не так, как нравится родителям, то они говоря: «А твоя подруга тоже так себя ведёт, она тоже так с родителями разговаривает?».

Находясь в постоянной позиции не самого лучшего для своего родителя, у ребёнка формируется низкая самооценка, а конкуренция вызывает негативные состояния. Ведь человек привыкает, что в любом деле есть кто-то лучше, чем он. К сожалению, в таком случае дети вырастают очень закомплексованными. Порою это выражается агрессией и желанием заслужить высшую оценку. Однако им непонятно, где этот край, где эта точка, в которой можно остановиться и расслабиться, принять себя таким, какой ты есть. Такие люди страдают достигаторством и бесконечным самосовершенствованием.

  • Знать за ребёнка

Думаю, многие видели таких родителей, которые всегда знают, когда ребёнку нужно есть, когда ему холодно, когда он устал и что для него будет лучше: красный чехол на телефон или зелёный. При этом, мальчику или девочке уже лет 12, то есть самое время спрашивать, а как себя чувствует сам ребёнок или чего он хочет.

К сожалению, такая модель поведения уничтожает индивидуальность ребёнка, погружает его в маленькую клетку, где ему слишком мало место. Вырастая, человек ощущает пустоту внутри себя, потому что его как будто бы не видели. Было только мнение мамы или других значимых взрослых, но не его самого. Это тяжёлое переживание формирует из детей продолжение родителей, но не отдельную целостную личность.

Если Вы узнали свои методы воспитания в этих примерах, то подумайте о том, как Вы можете избежать сравнений, угроз, необоснованной злости и манипуляций? Разговаривайте со своим ребёнком, наблюдайте, спрашивайте. Вы делаете большой вклад в личность ещё маленького человека. Обезопасьте своих детей от закомплексованности, негативных состояний и незнания, кто они есть на самом деле. Ведь почти каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был счастлив и не страдал во взрослой жизни.

Если у Вас возникли вопросы по данной теме, обращайтесь ко мне через мессенджер.

Виктория Зайцева  — аналитический психолог

Онлайн и офлайн консультации



5 ошибок в воспитании ребёнка: ответ психолога