Делаем уроки с ребёнком: как сохранить спокойствие?

Раздражение. Бессилие. Гнев. Отчаяние. Родители испытывают широкий спектр негативных эмоций при выполнении домашнего задания со своими детьми. Порою не хватает самообладания, так как нет эмоционального ресурса и терпения, чтобы выдержать непонимание ребёнка, его ошибки и сложность в изучении какого-то предмета. Особенно тяжело, когда после насыщенного рабочего дня приходится сидеть до ночи за уроками. Любой человек может в какой-то момент не выдержать такой нагрузки.

Многие семьи выходят из положения, разделяя обязанности между родителями и другими родственниками. Например, мама помогает ребёнку в изучении русского языка и истории, а папа занимается математикой и географией. Если есть старший брат или сестра, один из уроков можно поручить ему. Это хороший способ разделить ответственность и разгрузить личное время. Таким образом, каждый будет вовлечён в жизнь и образование ребёнка, но при этом не будет чересчур выгорать эмоционально.

Конечно, по ряду причин такую схему могут применить не все семьи. Тогда как быть родителю? Как не срываться на ребёнке и не формировать у него негативное отношение к обучению? Как облегчить процесс для себя и своих детей?

  • Работа со своими детскими воспоминаниями и состояниями

Все мы родом из детства. Каждый прошёл этап обучения в садике и школе. У части людей остались приятные воспоминания о той поре, а у кого-то, наоборот, сохранились тяжёлые чувства и фрагменты, о которых совсем не хочется думать.

Родители, несмотря на свою взрослость, при взаимодействии с ребёнком, так или иначе ощущают отголоски своих прошлых детских состояний. Они автоматически активируются внутри. Вы можете испытывать неприятные чувства ещё до того, как приметесь за дело со своим ребёнком. Проблема обычно заключается в следующем: Вы сами плохо понимали эти предметы в детстве и получали плохие оценки; Вас ругали родители и наказывали за незнание или непонимание; родители срывали свою злость или от усталости не выдерживали долгого взаимодействия с Вами; Вы были сами по себе, Вам никто не помогал, когда Вы учились.

Все эти фрагменты из личного опыта ярко сказываются на отношениях уже с собственными детьми, поэтому в таком случае рекомендовано проработать свои негативные состояния и воспоминания. Таким образом, Вы поможете и себе, и ребёнку: Вы не будете разыгрывать с ним те же деструктивные сценарии и воспроизводить отрицательные чувства.

  • Другой взгляд на процесс обучения

Безусловно, родителям хочется отдохнуть, ведь в течение дня наваливается много дел, поэтому вечернее выполнение домашнего задания воспринимается как дополнительная ноша или каторга. Однако, что, если взглянуть на этот процесс с другой стороны?

Дети быстро растут, 1-6 классы, когда помощь с уроками действительно нужна маленькому человеку, пролетят очень быстро. Дальше мальчики и девочки превратятся в подростков и чаще начнут говорить: «Я сам!». Воспользуйтесь временем и воспримите процесс обучения, как возможность установить со своим ребёнком доверительные и тёплые отношения. В этот период Вы сможете вложить ему в голову здоровые и правильные принципы жизни, направить на верный путь в плане учёбы и дальнейшего развития, показать, что рядом с ним есть человек, который поможет и поддержит.

Ваш ребёнок впереди ещё столкнётся с разными этапами жизни, трудностями и задачами, поэтому подумайте, а стоит ли усугублять его состояние в раннем возрасте или лучше найти в себе силы и добро, чтобы облегчить сложный путь становления и обучения?

  • Поиск приемлемого варианта выполнения домашнего задания

И Вам, и ребёнку должно понравится обучение, тогда процесс пойдёт намного проще. Например, создайте удобный и красивый уголок, где вы будете выполнять домашнее задание. Купите тетради, ручки и карандаши, которые будут радовать глаз. Придумайте перерывы между предметами: это может быть разминка или разговоры на сторонние темы. Найдите обучающие уроки в Интернете, которые помогут ребёнку понять предмет.

Важно внести в процесс что-то, что будет нравится вам обоим, а также убрать то, что часто отвлекает или раздражает. Более того, стоит договориться, что Вы не делаете уроки за ребёнка, а только лишь помогаете, направляете и контролируете, иначе дальнейшее обучение будет проседать из-за поблажек родителя.

Конечно, одна из самых важных составляющих – это внутреннее состояние родителя. Как бы Вы не злились и не отчаивались, но нет необучаемых детей. Есть те, кому нужен особый подход.

Представьте себя на месте Вашего ребёнка, какого бы Вы хотели отношения к себе? Скорее всего, более терпеливого и понимающего. Но если Вы не можете выдержать своих негативных чувств, усталости, недовольства, то ребёнок всё равно не тот человек, на которого нужно это выплёскивать. Лучше выкроите себе время для 45-минутной консультации с психологом, который поможет наладить внутреннее состояние, выслушает проблемы и жалобы, а также научит навыкам выдержки и психологической устойчивости!

Записаться ко мне на консультацию можно через любой удобный мессенджер. Все контакты есть на сайте.

Делаем уроки с ребёнком: как сохранить спокойствие?
Виктория Зайцева  — аналитический психолог

Онлайн и офлайн консультации