Как часто Вы заглядываете в социальные сети, когда выпадает свободная минута? Как Вы проводите свой вечер: разговариваете с близкими и играете в настольные игры или каждый из членов семьи смотрит в экран своего телефона или планшета?
Видео, фото друзей и популярных людей, смешные картинки, развлекательные шоу и интервью. Социальные сети и медиаплатформы кишат информацией на любой вкус и цвет. Как-нибудь обратите внимание в кафе или в другом общественном месте, как люди проводят время. Большинство из них смотрят в телефоны. Жизнь кипит в онлайн пространстве, а про информационную гигиену как будто никто не помнит.
К сожалению, опасность постоянного просмотра социальных сетей заключается не только в том, что человек теряет зрение от напряжения глаз, но и в том, что наша психика заполняется таким количеством ненужной информации, что если заглянуть внутрь своей «коробочки», то Вы найдёте там один сплошной мусор. Ведь все новости, картинки, тексты и фото остаются навсегда в нашей голове. Мы можем что-то забыть и даже не обратить внимание на мелкие детали, но только не мозг, он воспринимает и запоминает всё. Представьте, что любые приколы, странные комментарии, ужасающие картинки и скучные тексты до конца жизни будут занимать своё определённое место в Вашей памяти. А потом эти образы будут транслироваться во снах. Люди иногда удивляются, как им вообще мог присниться тот или иной человек, сюжет или ситуация. Но на самом деле, они где-то, может быть, даже мельком, видели или слышали определённую информацию, которая затем была взята мозгом для формирования сна.
В последнее время у множество людей, особенно молодых, выработалась зависимость от социальных сетей. Они не могут просто посидеть, им необходимо что-то делать и что-то смотреть, иначе начнёт подниматься тревога и другие некомфортные ощущения. Это называется «аддикция» - навязчивая потребность совершать какую-то деятельность. Более того, социальные сети дают нам иллюзию принадлежности к чему-то большего и важному, к общественности, именно поэтому люди стремятся быть в тренде, чтобы набирать просмотры, лайки, комментарии. Это становится своеобразным допингом: «мне нужно больше внимания и признания». Подобное желание способствует укреплению зависимости.
Отсюда, кстати, вытекает и увеличение числа депрессивных эпизодов у молодого поколения. Достигаторство, успех и идеальность настолько активно транслируется в социальных сетях, что люди, глядя на популярных звёзд и наблюдая за интересными блогерами, ошибочно думают, что у них какая-то заоблачная шикарная жизнь, в которой есть всё. Случается шок, если любимый исполнитель или актёр разводится, говорит о том, что у него проблемы с работой или в его жизни приключилось что-то страшное. Для многих это просто немыслимо, потому что человек на фото казажется идеальным и счастливым. К сожалению, наша психика не всегда может до нас достучаться и сработать правильным образом: подсказать, что это всего лишь то, что показано в социальных сетях, и неизвестно, что происходит в реальной жизни человека. Эта информация опускается, игнорируется, поэтому многие молодые люди впадают в депрессию и имеют низкую самооценку, потому что постоянно сравнивают себя с теми, кто транслирует только положительную сторону жизни.
Ещё одна обратная сторона пользования социальными сетями - это повышенная внушаемость. Почти каждые ленты новостей и реклама в Интернете подстраивается под определённого пользователя и его интересы. Тем самым, сужается кругозор человека, но при этом контент вызывает доверие, ведь он нравится, откликается запросу индивидуума. Однако в то же время появляется возможность таким образом внушать людям какую-то информацию или провоцировать на покупку продукции, которая якобы ему пригодится.
Вспомните, в Вашем опыте точно было что-то подобное: Вы следите в социальных сетях за медийной персоной, а затем она начинает потихоньку рассказывать в своём блоге о каких-то косметических брендах или рекомендует интересные девайсы. У Вас есть лояльность к персоне, поэтому автоматически появляется лояльность и к рекламируемому продукту. Если бы Вы не были заинтересованы человеком, Вы бы более рационально отнеслись к товару и вряд ли бы его купили.
В заключении, я бы добавила ещё одну очень распространённую и грустную проблему, которая превращается в тенденцию. Люди хуже стали думать и изъясняться. Проще ответить смайлом или лайкнуть сообщение, которое тебе прислали. Всё настолько упрощается, что язык и мышление населения становится всё более скудным. Наши нейронные связи просто распадаются за ненадобностью. Мы дольше соображаем и мало, что помним. Большому количеству людей проще зайти на сайт и подглядеть информацию или поставить напоминание, чтобы не утруждать свой мозг. Конечно, это веяние новой идеи - облегчить жизнь человека, однако это не должно отменять развитость и интеллектуальность народа, ведь от этого зависит наше будущее и будущее следующих поколений.
Как психолог я рекомендую соблюдать информационную гигиену каждому человеку без исключения. Выбирайте то, за кем Вы смотрите и что читаете. Не бойтесь отписываться от знакомых и друзей, которые засоряют Ваше информационное пространство. Вряд ли Вы бы хотели навсегда сохранить в своей голове фотографии чужих ног с моря или очередное селфи без дополнительного важного контента. Позаботьтесь о себе: не повышайте уровень тревоги, не сравнивайте себя с теми, кто постит красивые фото, не обращайте внимание на то, что все есть в социальных сетях, а Вам это не очень нравится. Выбирайте свой путь, интересуйтесь реальной жизнью, ведь она, на самом деле, более яркая и захватывающая, чем какие-то истории из Интернета.
Онлайн и офлайн консультации