Критика или хамство: психолог рассказала, как относиться к указаниям на ошибки

Тема личных границ и непрошенных советов, критики, замечаний настолько актуальна, что об этом можно неустанно говорить часами. А те, кто особенно страдает от чужих вторжений в свою жизнь и деятельность, часто боятся или стыдятся сказать прямо о том, что их задевает. Легче потом обсудить это с кем-то из близких, затаить обиду и выплеснуть злость в другом месте. Однако подобное поведение не является конструктивным способом переживания чувств и отстаивания личных границ. По сути, человек разрешает другим людям вторгаться со своим мнением. При этом, никак себя не защищая.

Давайте для начала разберёмся, что же на самом деле является критикой, а что переходит в разряд хамства. И что в таких случаях необходимо делать?

Критика может быть выражена только в двух случаях: по запросу и в связи со статусом личности. То есть, когда Вы сами просите оценить или высказать точку зрения насчёт своего творчества, внешнего вида, проекта, либо когда Вы находитесь в подчинении у другого человека, который имеет право критиковать Вашу работу или указывать на определённые ошибки в связи с тем, что по опыту и статусу он выше Вас. Тоже самое и наоборот, Вы имеете право критиковать своих подчинённых.

Однако дело в том, что порою критика бывает деструктивной. Обычно это обретает форму чересчур субъективного оценочного мнения. Люди могут полностью обесценивать Вашу работу или выбор, либо, не разбираясь в какой-то теме, говорить неприятные вещи. Для того, чтобы критика оставалась конструктивной, необходимо иметь аргументы и чётко объяснять, почему тот или иной фрагмент проекта, деталь одежды или выбор машины, является «ошибочным».

Поэтому не стоит расстраиваться и сокрушаться, если другой человек обесценивает Вашу работу или выбор и не может нормально объяснить, почему он так выразился. В неловком положении должны остаться не Вы, а он, ведь такое поведение и слова не являются уважительными.

Думаю, теперь Вы понимаете, что непрошенные советы и замечания - это хамство со стороны других людей и прямое нарушение личных границ. К сожалению, многие люди привыкли с детства терпеть к себе такое отношение. Родители могли в открытую критиковать внешность и поведение ребёнка, из-за этого снижалась самооценка и хотелось протестовать, но проблема на глубинном уровне не решалась. Во взрослом возрасте такие люди находят себе близких, друзей и начальство, которые отчасти играют эту роль, нападающую и обесценивающую. Другими словами, у человека формируется внутренний критик. Эта фигура затем проецируется на окружающих людей, заставляя человека везде ощущать вторжение в собственную жизнь и из раза в раз слышать болезненную критику.

  • Чтобы снизить количество подобных ситуаций в жизни, необходима работа с фигурой внутреннего критика. Стоит обращать внимание, как, когда и почему включается желание принизить и обесценить самого себя. Вспомнить, с кем, где и когда Вы испытывали похожие ощущения, которые Вы переживаете в момент критики со стороны других людей. Далее важно осознать, что Вы уже не ребёнок, а взрослый человек. Обычно внутренний критик и все те токсичные люди, которыми Вы себя окружаете, нападают на Вашу детскую беззащитную часть. Но дело в том, что теперь Вы можете защитить себя сами. Представьте, что обижают и критикуют маленького мальчика или девочку. Как Вы, уже будучи взрослым, за них могли бы вступиться и какими словами поддержать малышей? Это хорошее упражнение, которое поможет постепенно нарастить поддерживающую фигуру внутри психики. Также важно работать со своей самооценкой.

Теперь Вы знаете, что такое настоящая конструктивная критика и в какие моменты её уместно проявлять. Стоит помнить, что других людей и их мнение мы зачастую не в силах изменить, поэтому делаем акцент на себе и работе со своим внутренним миром. Такие структуры как внутренний критик, поддерживающая родительская фигура и личные границы отлично прорабатываются и наращиваются в психотерапии.

Также Вы можете прочитать статью о том, как отвечать людям в момент, когда они дают советы и критикуют, при этом, не теряться и не впадать в ступор. Берите полезные фразы себе на заметку!

Виктория Зайцева  — аналитический психолог

Онлайн и офлайн консультации



Критика или хамство: психолог рассказала, как относиться к указаниям на ошибки